ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ

 

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий обусловлено переходом высшего профессионального образования на уровневую систему, обращением к компетентностному подходу и увеличением доли самостоятельной работы.

В стандартах ВПО удельный вес занятий, проводимых в интерак-тивных формах должен составлять не менее 20% учебного времени, за-нятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных за-нятий».

При пассивной стратегии центральное место в образовательном процессе занимает преподаватель, обеспечивая директивное руководство учебным процессом, монологовый режим общения, отсутствие обратной связи, невозможность обучаемым влиять на предлагаемую информацию, подача учебного материала в репродуктивной форме. Такая стратегия является единственно возможной, если: материал требует усвоения информации с последующим воспроизведением, время передачи информации лимитировано, отсутствуют условия организации активной коммуникации, в качестве источника информации выступает не человек, а текст, графические материалы, таблицы, видеосюжет, музыка и др.

В активной стратегии получение информации от преподавателя осуществляется через систему вопросов. В отличие от пассивной стратегии,

совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию «преподаватель – студент». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, учебный процесс строится в диалоговом режиме. Поощряется любая инициатива, но преподаватель определяет основные направления взаимодействия.

Слабыми сторонами активной стратегии является сохранение центральной роли преподавателя, наличие группы обучающихся, в силу разных причин оказывающихся вне обсуждения темы занятия. В активной стратеги обучающиеся приобретают черты субъекта образовательного процесса при сохранении признаков объекта педагогического воздействия.

Основу интерактивной стратегии составляет коммуникация между собой преподавателя и обучающихся, построенная на использовании приёмов кругового взаимодействия, сотрудничестве, сотворчестве и инициативе. В интерактивной стратегии преподаватель становится организатором образовательного процесса. Его задачей становится подготовка и структурирование заданий, проверка его понимания в процессе работы групп, временная регламентация деятельности. Режим общения превращается из монолога и диалога в полилог – многостороннее общение. Сильной стороной стратегии является реализация субъект-субъектной позиции участников коммуникации, слабой – стихийность процесса, сложность в прогнозировании его результатов.

Информационно-коммуникативные технологии выступают средством любой стратегии взаимодействия. Кейс-технологии как метод активного проблемно-ситуационного анализа конкретных ситуаций (от англ. case – случай, ситуация), основан на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов) путем использования совместных усилий группы обучающихся дать анализ ситуации, возникающей при конкретном положении дел, выработать практическое решение. По окончанию процесса дается оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего варианта в контексте поставленной проблемы.

Данный метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Здесь задачи преподавания ориентированы на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя. В этом процессе все равны как обучающиеся, так и преподаватель.

Результатом применения метода являются не только(и не столь-ко) знания, но и приобретенные или получившие развитие компетенции.

С технологических позиций метод включает определенные правила разработки модели конкретной реальной ситуации и отражает необходимый комплекс знаний и компетенций, которые обучающемуся нужно получить (сформировать) для её решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, диспетчера процесса сотворчества.

Достоинством метода является не только получение знаний и формирование (развитие) компетентности (на основе множества компетенций), но и становление системы ценностей обучающихся, их профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миро преобразования.

В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с оторванностью профессионального образования от жизни – актуальность материала, реальность, повседневность ситуаций создают условия повышенного интереса студентов в решении кейса, приобретении востребованных компетенций.

По содержательно-целевому признаку кейсы делятся на:

– иллюстративные учебные ситуации, построенные на обучении алгоритму принятия решения в определенной ситуации;

– учебные ситуации с формированием проблемы в конкретный период времени. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

– учебные ситуации без формирования проблемы, в которых описывается ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

– прикладные упражнения, которые описывают конкретную ситуацию. Предлагается найти пути выхода из нее.

Остается добавить, что выбор основных технологий интерактивного обучения для каждого занятия определяется типом учебного материала и имеющимися возможностями для его углубленного изучения.