В копилку тренера.
Общие основы, сущность и структура  работоспособности.
Реакция организма на нагрузку

Понятие «работоспособность» представляет собой  способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы. Высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней возможны только в том случае, если все системы и органы работают нормально. Это означает, что ни в одной клетке  организма, органе или системе нет участков, где поврежден генетический код, нарушена иннервация или снабжение кислородом, гормонами, аминокислотами, а сами клетки в целом имеют высокие резервные возможности. Однако повреждения и отклонения от нормальной работы в разных отделах организма возникают постоянно. Это происходит под воздействием внешних повреждающих факторов: неблагоприятной экологии; неправильного питания; нарушения правил психогигиены; отсутствия оптимальной физической тренировки. Под их воздействием в тканях накапливается «микронарушения» и снижаются  резервные возможности. Это приводит сначала к снижению физической, умственной и психической работоспособности, а затем и к появлению самих болезней. Кривая работоспособности имеет несколько фаз[6,9, 15, 16]. 



Рис. 1. Кривые работоспособности человека

  1. при наличии перерывов на активный отдых; 2 – без перерывов; t1 и t2 – перерывы в работе.

В начале рабочего дня человеку необходимо время, чтобы войти в работу, мобилизовать свой организм (фазы I и II ).
Фаза мобилизации организма (период до начала работы), субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.
Отражается    в характере предстартового  состояния
- состоянии боевой готовности – ориентация на высокие показатели, уверенность, высокая мотивация;
- состоянии стартовой лихорадки – тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения,  суетливость, нетерпение;
- состоянии стартовой апатии – нет смысла, вялость, сонливость.
Фаза врабатывания, или стадия нарастающей работоспособности  в продолжение первой фазы - переход от состояния покоя к рабочему. Длительность периода врабатываемости может быть значительной.
Проявляется в 
- первичной ориентировочной реакции - снижении всех показателей, кратковременном незначительном сниженим  показателей функционального состояния. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.
         - гиперкомпенсации – привыкание к обстановке, условиям деятельности, поиск оптимального уровня напряжения, перестройка психики на рабочий ритм→  постепенный рост продуктивности деятельности. При этом возможны колебания производительности труда;
Фаза максимальной эффективности длится от 2 до 3 ч в зависимости от тяжести труда. Организм человека нормально компенсирует рабочую нагрузку; поэтому этот период иначе называется фазой компенсации: показатели состояния систем и органов человека стабильны, деятельность осуществляется в режиме «динамического стереотипа»; пик работоспособности бывает между 2 и 3 ч работы. При отсутствии перерывов и пауз для отдыха работоспособность начинает резко убывать после своего пика примерно на третьем часу работы.
Фаза субкомпенсации  - появляются первые признаки утомления, которые еще преодолеваются организмом. Используются менее адекватные механизмы, привлекаются дополнительные ресурсы. Продуктивность деятельности все еще высока.
Фаза декомпенсации  - истощение ресурсов, появляется мотивация прекращения работы, возникают вегетативные нарушения, снижается качество работы (появляются ошибки). Нужен особый контроль и внимание.
Фаза срыва  - период прогрессивного снижения продуктивности, быстро нарастает утомление, резко падает работоспособность и продуктивность деятельности. На этой стадии количество ошибок максимально, появляются отказы от работы. Дальнейшая работа нецелесообразна, нужно прекратить деятельность, пока не наступило полное истощение организма.
Фаза конечного прорыва  (за 20-30 минут до окончания деятельности) – мобилизация дополнительных резервов. Возрастает продуктивность деятельности. Пример: человек уже устал на работе. Тут ему говорят, что до конца рабочего дня осталось уже 30 минут→ он радуется, что скоро можно будет идти домой. На фоне повышения настроения и желания побыстрее закончить работу он испытывает прилив сил.  В условиях сдельной оплаты труда повышается
В широком смысле слова физическую  работоспособность понимают как  комплексное понятие, зависящее от ряда факторов: особенностей телосложения и уровня физического развития, мощности и эффективности энергетического обеспечения мышечной деятельности (аэробного и анаэробного обмена), состояния опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной координации, функциональных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем. Работоспособность целостного организма  человека принято делить на физическую и умственную.
Физическая  работоспособность обеспечивается напряжением сердечнососудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем,  что дает  способность человеку выполнять значительную внешнюю работу в различных формах мышечной деятельности,   обычно оцениваемую в кг, см, сек, количестве повторений и т. п. [2, 12, 13, 14].
В физиологии спорта термином «физическая работоспособность» PWC (англ. - Physical Working Capacity) принято обозначать как потенциальную способность человека проявить максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. Эффективность физической работоспособности определяется  морфологическим и функциональным состоянием разных систем организма: телосложением и антропометрическими показателями, состоянием опорно-мышечного аппарата,  мощностью, емкостью и эффективностью энергопродукции,  силой и выносливостью мышц, нейромышечной координацией, эффективностью работы эндокринной системы и др.
Проявление работоспособности  при «минимальных» и «средних» режимах интенсивности  работы обеспечивается экономичностью функционирования ответственных систем. В экстремальном состоянии мобилизуются все возможности ответственных систем. Так  система терморегуляции обеспечивает поддержание общего гомеостаза в нормальных условиях и/или создает оптимальный режим для части организма (или даже целого организма) в необычных условиях. И.В.Аулик [2, с.15] полагал, что характер нагрузки, ее интенсивность и длительность определяют значение отдельных факторов для успешного завершения работы. При быстрой ходьбе ее темп и длительность лимитируется только аэробными механизмами превращения энергии, в то время как остальные факторы работоспособности практического значения не имеют. Однако при быстром беге к мышцам ног не поступает достаточного количества кислорода. Освобождение энергии происходит преимущественно анаэробным (бескислородным) путем. Поэтому принято говорить об аэробной или анаэробной производительности, т.е. работоспособности.
При массовых исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности на основе измерения максимума потребления кислорода или же мощности нагрузки на уровне 170 уд/мин (показатель PWC170),  что принято считать главным фактором работоспособности. Однако по уровню отдельных факторов нельзя судить о физической работоспособности в целом.
В спортивной литературе в понятие «физическая работоспособность» вкладывают различный смысл. Нередко используют термины «общая» и «специальная» работоспособность, или просто называют «физическая выносливость». Кстати, последнее не совсем корректно. Правильнее было бы говорить о «выносливости» преимущественно к аэробной или анаэробной работе, но обязательно указав еѐ локализацию (локальная, региональная, глобальная), а также ее характер (статическая, динамическая, циклическая или ациклическая).
Различают следующие характеристики  работоспособности:
по виду деятельности:
- общая, отражающую способность человека выполнять любой вид деятельности как  характеристика устойчивых качеств здоровья человека; профессиональная – работа  систем и функций человека, необходимых для выполнения профессиональных  задач.
по текущему характеру выполняемой работы:
- оптимальная (наиболее соответствующая требованиям самой работы), пониженная (не соответствующая требованиям работы),  экстремальная (способность выполнить максимально возможный объем работы, который способен выполнить человек в экстремальной ситуации при полной мобилизации сил).
по продолжительности выполняемой работы:
- потенциальная – или выносливость, характеризующая максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности. Выносливость человека к определенной нагрузке. Или - характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек;
- актуальная – это состояние субъекта деятельности, которая определяет уровень его эффективности в данный промежуток времени. Понятие актуальной работоспособности соответствует понятию функциональное состояние - наличный уровень активности функциональных систем организма, характеризующийся степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека. 
Функциональное состояние  комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности, оно существует только в контексте деятельности, которую реализует человек, это относительно устойчивая, актуализированная в данный момент сторона ресурсов, необходимых для решения задачи. Функциональное состояние человека зависит от его возможности эффективно выполнять различные виды деятельности.  Ряд исследований в области инженерной психологии, эргономики, психологии труда, медицины и физиологии рассматривают понятие «функциональное состояние» человека как:
-  средний уровень функционирования биологической системы…, определяющие ее адаптивное поведение [1];
- совокупность функций и качеств, обеспечивающих выполнение необходимых рабочих операций [11];
- совокупность физиологических функций и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективность выполнения действий [5];
- симптомокомплекс физиологических и психофизиологических характеристик, от которых зависит активность систем организма, в том числе его работоспособность [11].
- интегральная величина актуальных свойств человека, обеспечивающих эффективность деятельности[9].
Психофизиологическое состояние выступает как  целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата [10].
Итак, опираясь на мнения многих авторов, можно заметить, что функциональное состояние формируется под влиянием показателей тех систем, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности, причем чаще изучаются психологические и физиологические показатели.
В формировании любого вида функционального состояния участвует ряд основных групп. Так в первую группу входят  показатели,  которые характеризуют работу   вегетативной сферы,  определяющие энергетическую сторону состояния: дыхание, кровообращение, обмен веществ, выделение, терморегуляция. Во вторую группу входят  сенсорные компоненты деятельности, определяющие процессы приема и переработки информации на уровне периферических концов анализаторов:  силовые, частотные, пространственные и временные характеристики сенсорных сигналов (контраст, восприятие движений, формы, объем) и динамические характеристики (адаптация, сенсибилизация, пороги ощущения, электрофизиологические параметры сигналов). Третью группу составляют  информационные компоненты деятельности и показатели структуры личности, отражающие    стороны переработки информации и принятия решений (память и мышление, а также  личностные опросники). Четвертую группу составляют эффекторные компоненты деятельности, обеспечивающие моторную реализацию принятых решений. Сюда относятся как непосредственные показатели состояния двигательной системы — мышечная сила, выносливость, тремор, координация движений и т.п., так и обобщенные, например характер и динамика ошибочных действий (эргономические показатели). Последняя группа отражает активационно-мотивационные компоненты деятельности: уровень тревожности, эмоциональную устойчивость, типологию высшей нервной деятельности, уровень внимания, психологические и мотивационные установки личности, а также социальную значимость профессиональной деятельности, экономические мотивы, ролевые отношения в коллективе, уровень организации труда и т.д.
Таким образом, функциональное состояние и эффективность деятельности находятся во взаимосвязи, отражая определенный уровень проявления работоспособности  в момент работы, состояния физической и профессиональной подготовленности, мотивации, особенностей личности [2, 3,4,7,8].
Используемая литература:

  1. Анохин П.К. Теория функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.- 134 с.
  2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд. перераб. и доп. / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 1989. – 327 с.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.- М.: ПЕР СЭ, 2001.- 511 с.
  4. Воронцов П.В. Спортивная медицина. Учебное пособие / П.В. Воронцов. – А.: ПМПУ, 1994. – 99 с.
  5. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К.  Физические нагрузки современного человека.- Л.: Наука, 1982.-96с.
  6. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.-135-142
  7. Карпман В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 94 с.
  8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Профиздат, 1990. – 256 с.
  9. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности.- М.: МГУ, 1981.- 112 с.
  10. Макеева В.С. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: монография / В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, В.И. Степанюк. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2006.-  С.67-71.
  11. Марищук В.Л., Романченко Н.В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения (на примере военно-физкультурного вуза).- СПб.: ВИФК, 1996.- 299 с.
  12. Определение уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов: метод. рекомендации. / состав. Л.А. Зеленин, Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков. – Пермс.гос. ун-т.- Пермь,   2009.- С.48-54.
  13. Орлов В.А., Фудин Н.А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека. –М.: Издательская группа «АриНА», 2003.- 72 с.
  14. Раевский Р.Т.Филинков В.И. Профессионально-прикладная психофизиологическая и психофизическая подготовка студентов машиностроительных специальностей: учебное пособие для вузов; под ред. проф. Р.Т. Раевского. - Краматорск: ОНПУ, ДГМА, 2003. - 100 с.
  15. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
  16. Физиологические основы здоровья человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - СПб.; Архангельск: СГМУ, 2001. - 728 с.

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ О  ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ
И  РАБОТОСПОСОБНОСТИ

    1. Оценка физического состояния

Контрольные тестовые задания
Впишите выбранный Вами вариант ответа (а, б, в или г) в соответствующую графу таблицы:
1. Диагностика состояния здоровья - это:
а) многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств и методов, позволяющий направленно воздействовать на уровень физического здоровья человека;
б) естественная или специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое здоровье;
в) процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании;
г) краткое заключение о состоянии здоровья занимающихся физической культурой и спортом.
2. Цель диагностики состояния здоровья:
а) способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию;
б) способствовать формированию физической культуры личности;
в) мониторинг уровня физического здоровья;
г) изучать воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека.
3. Врачебный контроль - это:
а) комплексное медицинское обследование физического развития и функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом;
б) систематический мониторинг занимающихся физической культурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности;
в) оценка эффективности применяемых средств, методов и педагогических технологий в физическом воспитании;
г) деятельность, направленная на прогнозирование потенциальных спортивных результатов, отбор перспективных спортсменов.
4. Курсанты  проходят плановый врачебный осмотр:
а) в начале учебного года;
б) в середине учебного года;
в) в конце учебного года;
г) два раза за учебный год.
5. Медицинский осмотр для курсантов предназначен:
а) для оценки физического развития;
б) оценки уровня физической подготовленности;
в) получения информации о физическом состоянии;
г) определения состояния здоровья и распределения по учебным группам.
6. Углубленная форма врачебного контроля, предназначенная для систематического квалифицированного врачебного наблюдения, называется:
а) самоконтролем;
б) диспансеризацией;
в) тестированием;
г) функциональной пробой.